Форма входа

Поиск

Календарь

«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Кротова ЕИЗдравствуйте, уважаемые гости сайта: коллеги, ученики, родители и просто случайные посетители!  Я рада приветствовать вас на своём сайте, сайте учителя русского языка и литературы муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углублённым изучением отдельных предметов №1 г. Советска Кировской области.

Учителя русского языка и литературы – вечные романтики и искатели. Они живут в мире любимых литературных героев, слышат голоса любимых поэтов, «в минуту жизни трудную»  поступают по совести. Кто, когда и где решил, что я стану словесником? Может быть, так расположились звезды?… Может, профессия – это бабушкино наследство?.. Может, мои учителя подарили мне эту мечту? 

Однажды, выбрав путь учителя-словесника, мы  отправляемся в дорогу вместе с героями Метерлинка за синей птицей, за мечтой.  В дороге нас ждут опасности и приключения, тайны и открытия. Мы учимся читать и понимать художественный текст, получаем эстетическое наслаждение от «слова», мы мыслим образами и словом прикасаемся к тончайшим струнам человеческой души. «Нам не дано предугадать», как отзовётся слово Пушкина, Маяковского, Бродского в душе ученика. Какие вопросы задаст нам ученик? О чём мы подумаем вместе? Какие слова, строки обогатят внутренний мир ученика? Но ясно одно – мы должны делать всё, чтобы этот внутренний мир был действительно богат.

Каждый урок русского языка и литературы для меня  – это пространство общения. Общения с учителем, которому хочется смотреть в глаза, которому хочется задавать вопросы, у которого хочется учиться.

Общения с одноклассниками, чьи мысли, взгляды интересны, чьи рассуждения удивляют, радуют, чьи наблюдения побуждают быть более внимательными и вдумчивыми.  Общения  с великими, которое позволяет соприкоснуться с «целым миром красоты»: с родной русской речью, с глубокой духовностью и мудростью.

Время урока – это время жизни ученика. Важно то, что успел пережить каждый ученик за эти сорок пять минут: с кем и как он общался, о чём думал, что чувствовал, что делал. Важно, чтобы жизнь ученика на уроке совпала, переплелась с жизнью одноклассников, учителя, литературного героя.

Здорово, если урок завершается не знаком восклицания, а вопросом или многоточием. Ибо вопрос будоражит мысли: рождает потребность в поисках ответа, заставляет думать, искать пути решения. Многоточие будоражит чувства, рождает продолжение мысли, побуждает к творчеству.

Мы слушали музыку дождя в рассказе К.Паустовского, а потом из капелек-эссе  создали  свой образ дождя. А после уроков шли домой медленно, слушая музыку дождя, его неторопливую песенку:

Темно, темно. На улице пустынно.
Под музыку осеннего дождя иду домой.
Таинственно и длинно путь стелется,
К теплу огней ведя…             (К. Фофанов)

Кем станут мои ученики? Может быть, врачами, или строителями, или парикмахерами, или продавцами. Главное, не кем, а какими. А вот это уже зависит от учителя. Они, конечно, запомнят любимые строки Бунина и Блока, правила орфографии и пунктуации, но не менее важно, чтоб они запомнили атмосферу урока, когда «и душа с душою говорит», чтобы образ учителя как участника диалога сохранился в их памяти.

Учитель – это обязательно мастер общения.    А чтобы уметь общаться, строить диалог с разными людьми, учитель должен знать их жизнь изнутри, жить их заботами и проблемами, их радостями и печалями. Только тогда к нему пойдут за советом, обратятся за помощью, будут любить и уважать. Всегда и везде в учителе высоко ценились интеллигентность, тактичность и дели­катность, умение быть вежливым, проявлять хорошие манеры; замечалось, на­сколько его требовательность, принципиальность соблюдаются им самим в общении с коллегами, родителями, учениками.

Добиться успеха педагог может, только если начинает общение с установления эмоционально благоприятных взаимоотношений. Радуюсь, когда слышу от родителей своих учеников: «Я пришла поговорить с вами… Посоветуйте мне, пожалуйста… Как вы считаете?..» Радуюсь, когда мои ученики просят помощи не только по уроку, но и в жизненных обстоятельствах. Когда звонят, пишут, говорят, что им не хватает наших прежних разговоров, наших бесед, нашей дружбы. Радуюсь, когда мой сын вечером, перед сном, подходит и просит: « Мама, давай поговорим. Расскажи, как прошёл твой день». Радуюсь, когда мои коллеги говорят «спасибо за науку», консультируясь со мной по каким-либо вопросам. Это значит, что я была внимательна к ним, была интересна, была тактична и уважительна.

Учитель не может себе позволить быть не только нечутким и невнимательным, но и быть несовременным, скучным, усталым. По словам Е.Ильина, любое наше состояние, даже удручённое, подавленное, можно сделать компонентом, а не помехой учительского мастерства. Общаться с современными детьми – это понимать их язык, знать модные направления в музыке, кино, литературе, ориентироваться в современных социальных явлениях и течениях, уметь работать на компьютере. Общаться с родителями – это знать психологию взрослого человека, уметь влиять на его мнение, решения, это уметь вести себя в разговоре с ним. Общаться с коллегами – это быть компетентным в своей профессии, знать новинки в методике преподавания предметов, быть на высоте.  
          
Уверена, что главное в школе  сегодня – научить ребёнка  общаться, то есть научить выражать свои мысли ясно и логично; научить строить диалог с собеседником, то есть научить слушать, слышать и влиять на мысли собеседника; научить поведению в общении с другими людьми. Под силу сделать это только такому учителю, который сам владеет культурой общения, является «мастером диалога».

«Учитель – ваятель личности», - сказал Е.Ильин. Особенно учитель словесности. Он владеет «целым миром красоты» и дарит его другим. От сердца к сердцу. Приглашает вместе отправиться в дорогу за мечтой, за синей птицей.



Кротова Екатерина Ивановна,
учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с УИОП №1 г. Советска