Муниципальное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных
предметов №1 города Советска Советского района Кировской области
Предметно-исследовательская деятельность
Литература и изобразительное искусство
Вятская природа в стихах и рисунках
Исполнители: Литвинова Елизавета, 8в класс,
Михеева Марина 8в класс
Новикова Анастасия, 8в класс,
Салина Ольга 8в класс,
Меланина Алёна, 6а класс
Руководитель: Кротова Е. И.,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной
категории
Советск 2012
Содержание
1.
Введение
…………………………………………………… стр. 3
2.
Основная часть
2.1.
Анализ
произведений…………………………………….стр.4
2.1.1 «Родной
город»…………………………………………стр.5
2.1.2. «Пейзажные
стихи»……………………………………стр.6
2.1.3. «Сказочные
картинки»………………………………...стр.8
2.2.
Творческо-иллюстративная
работа ……………………..стр.9
3.
Заключение
………………………………………………….стр.10
4.
Список литературы
…………………………………………стр.10
5.
Приложения
…………………………………………………стр.11-
1. ВВЕДЕНИЕ
Изучая
на уроках литературы лирику русских поэтов 19-20 веков о родной природе, мы заинтересовались стихами местных,
советских, поэтов о Вятском крае. Обнаружилось, что нет отдельного сборника
стихотворений, который включал бы в себя произведения знаменитых
поэтов-советчан о родном крае. У нас возникла идея создать к урокам русского языка и литературы дидактический
материал – поэтический сборник о природе Вятского края. Мы организовали творческую группу, определили тему проекта, наметили цель, поставили задачи
и распланировали объём работы. Работа
над проектом продолжалась 4 месяца.
Наш
проект интегрированный, он совмещает в себе литературу и изобразительное
искусство, потому что мы поставили перед
собой задачи:
1) познакомиться с лирикой
поэтов-советчан;
2) отобрать из всего многообразия стихотворений
те, которые описывают природу края;
3) проиллюстрировать эти стихотворения,
то есть в рисунке выразить свои впечатления от стихов.
По нашему замыслу, проект
имеет большую практическую значимость. Наработанный нами материал может быть
использован на уроках внеклассного чтения по литературе при изучении
стихотворений о Родине и родной природе и на уроках развития речи по русскому
языку при написании творческих работ о природе, богатствах, людях нашего края.
В своей работе над
проектом мы использовали методы:
- частично-поисковый –
при изучении лирики местных, советских, поэтов и отборе стихотворений о Вятском
крае;
- исследовательский – при
анализе темы, идеи и основных образов стихотворений, изучении истории их
создания;
-
творческо-иллюстративный – при создании иллюстраций к стихотворениям по
собственным впечатлениям и ассоциациям.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1.
АНАЛИЗ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ
В ходе работы мы обратились к стихотворениям
местных поэтов: Ларисы Поляковой, Екатерины Дьяконовой, Виктора Чиркова.
Познакомившись с их произведениями, мы
пришли к выводу, что всех их объединяет искренняя любовь, преданность малой
родине, умение тонко чувствовать красоту природы, умение простыми словами
рассказать о ее неброской прелести и найти незабываемые образы, которые
врезаются в память и остаются в ней навсегда.
Источниками знакомства с лирикой поэтов
послужили сборники их произведений и не только. Мы перелистали сборник Ларисы
Поляковой «Не переставай удивляться», сборник Екатерины Дьяконовой «Нить
жизни», сборник Виктора Чиркова «Встречи и прощания».
Настоящим открытием стала для нас поэзия
Виктора Чиркова. Заинтересовавшись его творчеством, мы встретились со вдовой
поэта - Таисьей Чирковой. Она позволила нам перелистать рукописные тетради
поэта, в которых содержатся еще не опубликованные его стихи.
Выбранные нами стихотворения мы условно
разделили на три группы:
1)
«РОДНОЙ
ГОРОД»:
«В
нашем городе» (Е.Дьяконова)
«Родной уголок» (Л.Полякова)
«Мой город» (Л. Полякова)
2)
«ПЕЙЗАЖНЫЕ
СТИХИ»
«Зима» (Л. Полякова)
«Предчувствие весны» (Л. Полякова)
«Вятский край» (В. Чирков)
«Впрямь чудеса, ни дать ни взять» (В. Чирков)
«Бобыльские луга» (В. Чирков)
«Речка Пижма» (В. Чирков)
«Всё такое привычное…» (Е. Дьяконова)
«Бабье лето» (В. Чирков)
«Зима» (В. Чирков)
3)
«СКАЗОЧНЫЕ
КАРТИНКИ»
«В осеннем лесу» (Л. Полякова)
«Вятская осень» (В. Чирков)
2.1.1. ГРУППА СТИХОТВОРЕНИЙ «РОДНОЙ
ГОРОД»
Стихотворение Ларисы Поляковой «Мой город». Это нежное признание в
любви городку Советску. Автор в начале стихотворения противопоставляет Советск
другим российским городам, более крупным и цивилизованным. Но именно в этом она
видит прелесть этого городка, который сможет приворожить каждого «тишиной, что плывёт над домами, и простором, что вдали
зовёт…» С любовью Л. Полякова говорит о
людях, живущих здесь и делающих свою работу на благо других: «Здесь красивые
тёплые варежки вяжут, чтоб людей согревать в холода. Здесь такие плетут кружева
мастерицы, плод смекалки и рук золотых, что светлеют любые угрюмые лица от
чарующей их красоты». В конце стихотворения автор отказывается от своего
противопоставления Советска другим российским городам, она открывает читателям
простую истину: такие города, как Советск, - истоки России, её глубина, её
красота, её сила, её основа – «но он светит, он тоже тепло излучает, как в
костре золотой уголёк». Это тёплое сравнение придаёт особую прелесть
стихотворению. Таким неброским словом автор установила тесную связь Советска со
всей Россией.
В другом своём стихотворении «Родной уголок» Л. Полякова продолжает
свои размышления о неброской красоте Советска. Автор гадает: «Какая в нём
скрытая сила? Какое в нём есть волшебство? Я в городе шумном грустила об
улочках тихих его…» Поэтесса даёт
однозначный ответ: притягательная сила родного города скрыта в его природе, в
его тихой прелести, которая открывается постепенно только умеющему наблюдать,
несуетному человеку.
Вот Пижма, подобная чуду,
Волшебный Печёновский лес…
Я знаю: нигде я не буду
Такою счастливой, как здесь.
Екатерина Дьяконова, автор стихотворения «В нашем городе», подхватывает образ
Советска, созданный Л. Поляковой: «В нашем городе улицы тихи. В нашем городе
поют петухи. Невелик он и ничем не знаменит. И по свету о нём слава не звенит».
Но мысль о том, что Советск – это маленькая часть России, передаётся Е.
Дьконовой глубже и основательней. Поэтесса взволнованно говорит, что Советск никогда не оставался в стороне от
событий, пережитых страной: и революция 1917 года, и Великая Отечественная
война, и комсомольские стройки 20-го века – всё это прожито и пережито
Советском.
Взяв
на память мест родимых красоту,
Уезжали
за наукой в институт.
На
высоком на амурском берегу
Корчевали вековечную тайгу.
Уходили перестраивать страну.
В час
тяжёлый – уходили на войну.
Защищали там другие города
И
обратно возвращались не всегда…
Много
талантливых людей родила кукарская земля, а судьба разбросала их по свету. Но
все они помнят о своей малой родине. Всех их объединяет чувство любви к
Вятскому краю, чувство огромной благодарности своему отчему дому.
Но однажды, отложив свои дела,
Пропылившись пылью всех земных дорог,
Ступят бережно на старенький порог
И обнимут поседевших матерей,
И повеет в доме запахом морей…
Погостят – и снова в дальние пути.
И как будто сил прибавится идти!..
Е.
Дьяконова использует кольцевую композицию в своём стихотворении. В конце она
снова повторяет слова, сказанные раннее,
а в последней строчке – главная мысль её рассказа о Советске:
В нашем городе улицы тихи.
В нашем городе поют петухи.
Он обычный. Он ничем не знаменит.
На таких, как он, земля у нас стоит!
2.1.2. ГРУППА СТИХОТВОРЕНИЙ
«ПЕЙЗАЖНЫЕ СТИХИ»
Кажется, что поэты-советчане сговорились
между собой, стараясь в каждом своём стихотворении о Вятской природе убедить
нас, читателей, в том, что мы даже не представляем, какими богатствами
обладаем, в какой красоте мы живём!
Е.А. Дьяконова пишет в своём стихотворении
«Всё такое привычное»:
Все такое привычное
И совсем необычное,
И открылась душе красота,
Или просто прошла слепота?
Давайте
последуем её совету и посмотрим на мир Вятской природы другими глазами.
Скала
«Часовой», Мокино, Чембулат, Вятка, Бобыльские луга, Пижма... Кто из советчан
не знает этих названий, не бывал в этих
местах? Кажется, что ничего нового вы о
них уже не узнаете. Но вот перед нами стихотворения В. Чиркова «Вятский край», «Бобыльские луга», «Речка Пижма». С какой любовью и
нежностью говорит автор об этих местах! Читая эти стихотворения, проникаешься
тем уважением, умилением и восхищением, с которым автор говорит о природе.
Хочется почувствовать те же запахи, посидеть у той же реки, встретить такой же
рассвет, полюбоваться такими же пейзажами, какими восторгается лирический герой
стихотворений:
Здесь у речушки - благодать.
Вся заросла кувшинками.
От Чембулата здесь слыхать
Признанья петушиные.
И эта Вятка, остров тот,
Изба в кругу берёзовом,
Ах, сколько здесь грибов
растёт
От белых до берёзовых!
Стихотворение «Вятский край»
заканчивается естественным призывом-желанием героя – сохранить, не забыть этот
край, передать его потомкам точно таким, каким мы получили его от предков:
Ты никогда не забывай
Край лебеды, репейников,
До боли близкий вятский край,
Отцами нам завещанный.
А в
стихотворении «Впрямь чудеса ни дать ни
взять» В. Чирков высказывает новую, поражающую нас своей простотой мысль:
Вятская природа оказывает на душу человеческую особое воздействие. Она не
терпит лжи и фальши, всего наносного и второстепенного. Оказавшись наедине с
природой, человек чувствует, что начинает очищаться, духовно возрождаться, что
всё суетное остаётся где-то там, обнажается главное.
…И
даль, едва синя,
Сшибает
горожанский форс
С
гостящего меня.
Ведь
вместо улиц – тридцать вёрст
Раскинутых
полей.
И
я стою один, как перст,
Над
этой жизнью всей…
Великолепные картины Вятской природы
рисует в своих стихах Л. Полякова. Её пейзажи – разные времена года.
Стихотворения «Зима» и «Предчувствие
весны» погружают нас в особое
настроение автора, которое зависит от состояния природы. Зима – это
ядрёный мороз и глубокие снега, а ещё это сказка, в которой спит речка и лес, а
ещё это время, когда на душе светло и ясно. Весна – любимое время поэта, потому
что жизнь вновь торжествует, всё ликует и поёт, потому что есть надежда на
будущее:
И он уже не за горами,
Тот долгожданный день, когда
Неугомонными ручьями
Помчится вешняя вода.
Сосульки первые повисли,
И капля снег насквозь
прожгла.
И веселее нам от мысли,
Что
доживаем до тепла.
Только по-настоящему влюблённые в свой
край, в свою Родину люди могли написать такие стихи. Их нельзя читать быстро и
поверхностно. Они требуют от нас остановки и вдумчивого рассмотрения.
2.1.3.
ГРУППА СТИХОТВОРЕНИЙ «СКАЗОЧНЫЕ КАРТИНКИ»
Вятская природа не только богатая и
щедрая, она ещё и сказочная. Попадая в вятский лес, на вятскую речушку, в
вятские луга, ты ощущаешь себя в «Берендеевом государстве», как в стихотворении
Л. Поляковой «В осеннем лесу»:
Мы заходим в лесное царство,
Интересное государство.
Как его разодела осень!
Так и кажется: из-за сосен
Выйдет Баба Яга на ступе,
И волшебная сказка наступит.
Здесь можно встретить и
модников-мухоморов, и настоящий клад – белый гриб, и родник с живой водой, и
волшебный ветер-ветерок. Как же здорово побывать в таком лесу! Как не хочется
из него уходить!
А вот стихотворение «Вятская Осень»
В. Чиркова. Вятская осень для поэта –
сказочная девушка. Но не далёкая и неприступная, а ласковая, щедрая, родная,
деревенская. Озорница и шутница. Автор с ней лично знаком и хочет познакомить
всех нас, потому что щедрости этой красавицы, кажется, нет предела:
Осень бродит с кошёлкой,
А она не простая!
Вся из чистого шёлка,
Вся насквозь золотая!
А в кошёлке несметно
Дивных русских припасов
От зари многоцветной
До бывальщин и сказов.
Из времён из старинных
Есть там, солнцем согреты,
Самоцветы калины
И калин самоцветы.
Есть в кошёлке орехи,
Есть различные яства…
Только не ленись, вятский человек! Приходи в
гости к вятской природе! Но приходи с добром, с заботой и любовью. Храни её и
оберегай. Ведь нам достался, поистине, настоящий клад – красота и щедрость
Вятской природы.
2.2.
ТВОРЧЕСКО-ИЛЛЮСТРАТИВНАЯ
РАБОТА
Свои впечатления от стихотворений В.
Чиркова, Е. Дьяконовой, Л. Поляковой мы решились выразить в рисунках.
Иллюстрации очень условны, в них – наше видение Вятской природы и наши ассоциации,
те образы, которые подсказало нам наше воображение.
Например, Алёна Меланина, иллюстрировавшая
стихотворение В. Чиркова «Вятская осень», увидела её русской красавицей,
которая притягивает к себе, манит за собой в лес, в поле, к реке, чтобы
поделиться своими богатствами.
А Новикова Анастасия считает, что главной
достопримечательностью нашего города является мост через реку Пижму, который
соединяет две части города – центр и заречье. Именно отсюда открывается
панорама города, весь город – как на ладони. Поэтому главное на её иллюстрации – пешеходный мост.
Прорисованными до мельчайших подробностей
деталями отличаются рисунки Михеевой Марины. Это «Бобыльские луга», «Зима», «В
лесу». Они очень яркие и притягивающие взор.
Салина Ольга создавала пейзажные
иллюстрации. Очень сложно изобразить на бумаге запах весны, морозный день в
лесу, вятские увалы, которые раскинулись «на тридцать вёрст вокруг». Но Ольга
справилась с этой сложной задачей. Её работы заслуживают особого внимания.
Предлагаем вам познакомиться с нашими
иллюстрациями (см. приложение №1).
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работая над проектом, мы получили опыт
поисковой работы (знакомство с лирикой местных поэтов и отбор произведений по
заданной теме) и опыт аналитической работы (анализ лирического произведения).
В ходе работы были реализованы наши
творческие способности – умение создавать иллюстрации к художественному
произведению.
Наш проект
завершился изданием брошюры (см. приложение №2), которая включила в
себя найденные нами стихотворения о
Вятской природе и созданные к ним иллюстрации.
4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1) Дьяконова Е., Нить жизни. Стихи. –
С-Петербург, 1998
2) Дьяконова Е., Музыка души. Книга
стихов. – Н. Новгород, 2003
3) Полякова Л., Не уставай удивляться.
Стихи. - Киров, 1997
4) Чирков В., Встречи и прощания. Стихи.
– Советск, 1987
ПРИЛОЖЕНИЕ №1

Иллюстрация
Меланиной А., 6а класс, «Речка Пижма»

Иллюстрация
Михеевой М., 8в класс, «Зима»

Иллюстрация
Салиной О., 8в класс, «Вятский край»

Иллюстрация
Салиной О., 8в класс, «Предчувствие весны»

Иллюстрация
Меланиной А., 6а класс, «Вятская Осень»

Иллюстрация
Михеевой М., 8в класс, «В осеннем лесу»

Иллюстрация
Новиковой А., 8в класс, «Родной город»

Иллюстрация
Салиной О., 8в класс, «Впрямь чудеса…»

Иллюстрация
Салиной О., 8в класс, «Зима»

Иллюстрация
Михеевой М., 8в класс, «Бобыльские луга»
ПРИЛОЖЕНИЕ
№2
|